Фонд социального страхования что входит

Фонд социального страхования что входит

Каждый российский гражданин имеет право на получение бесплатной медицинской помощи и некоторых социальных услуг. Такие преференции гарантируются благодаря обязательному страхованию лица. Ведает этими и другими процессами Фонд социального страхования – ФСС (расшифровка аббревиатуры) . О работе и структуре этого государственного органа будет рассказано Бробанком.

История создания Фонда

Изначально идея обязательного социального страхования возникла еще в 1889 году: в Государственный Совет внесли проект закона, по которому владельцы предприятий и фабрик были обязаны отвечать за увечье или смерть рабочего на производстве. До этого момента подобные вопросы решались между рабочими и работодателями напрямую.

Окончательное принятие закона состоялось только 14 лет спустя – в 1903 году, когда всех использующих наемный труд обязали страховать своих сотрудников от производственной травмы или смерти на рабочем месте. Закон распространялся на всю территории Российской Империи.

В 1918 году количество страховых случаев значительно увеличилось. Теперь, в случае временной болезни или травмы, наступивших вне рабочего места, рабочий мог рассчитывать на социальные гарантии в виде материальной поддержки со стороны государства.

Единый бюджет был сформирован только в 1929 году, а начиная с 1931 года наемные работники могли рассчитывать на получение санаторно-курортных путевок, оплачиваемых Фондом. В этом же году начинается стабильное финансирование детских оздоровительных лагерей. С 1933 года управление социальным страхованием переходит под ведомство национальных профсоюзов. Большие трудности с социальным страхованием наблюдались во времена Великой Отечественной Войны.

В нынешней форме Фонд социального страхования начал действовать 1 января 1991 года после издания соответствующего Указа Совета Министров. Главной целью создания Фонда было формирование резерва на покрытие гарантированной медицинской помощи и всех сопутствующих социальных выплат. В 1993 году ФСС становится финансово-кредитным учреждением, каким им он перестанет быть только в 2005 году.

Что такое ФСС и чем занимается данная структура

Стержнем работы ФСС и основным его назначением считается обеспечение обязательного страхования граждан России. Структура является сугубо государственной, и ее деятельность регулируется Бюджетным кодексом РФ.

Формирование резерва производится за счет бюджетных вливаний со стороны государства и обязательных отчислений, которые выплачиваются хозяйствующими субъектами с прибыли. Основная часть бюджета ФСС формируется за счет именно государственных вливаний.

Чем занимается ФСС

Фонд социального страхования занимается государственным страхованием граждан России. В отличие от добровольного страхования, оно является обязательным, независимо от желания самого гражданина.

В основные направления деятельности ФСС включены:

  • Выплата пособий – “декретных”; пособий по временной нетрудоспособности; “больничных” листов.
  • Страхование от производственных травм и несчастных случаев на производстве.
  • Выдача санаторно-курортных путевок застрахованным лицам.
  • Обеспечение набором лекарств – при соответствующем врачебном назначении.
  • Обеспечение граждан с ограниченными возможностями техническими средствами и протезами.
  • Оплата родовых сертификатов.

Помимо этого, ФСС – это государственная организация, которая ведает выплатами всех гарантированных льгот, за исключением пенсии. Через ФСС граждане России получают возмещение расходов на погребение. В каждом субъекте РФ устанавливается минимальная стоимость похорон, включая и покупку ритуальных принадлежностей. До или после всех похоронных мероприятий, родственники умершего могут обратиться в местное отделение ФСС для получения положенного денежного возмещения.

Структура Фонда социального страхования

ФСС — это многоуровневая организация, состоящая из большого количества департаментов и отделений. Головной офис и Управление постоянно базируются в Москве, а в каждом субъекте федерации присутствует обособленное отделение.

Сейчас в структуру Фонда входят следующие департаменты:

  • Правовой.
  • Финансовый.
  • Страхования профессиональных рисков.
  • Административно-контрольный.
  • Администрирования страховых взносов.
  • Контрольно-ревизионной работы.
  • Госуслуг и стратегического развития.
  • Социальных программ.
  • Сводно-аналитической работы.
  • Информационных технологий и защиты информации.
  • Проектного развития.
  • Обеспечения деятельности центрального аппарата.
  • Внедрения новых средств обслуживания клиентов.
  • Организации и обеспечения страховых выплат.
  • Развития центров реабилитации.

Анализа потенциальных рисков.

  • Досудебного урегулирования споров.
  • Строительства и учета имущества.
  • Контрактной службы.
  • Каждый из указанных департаментов отвечает за определенные функции и направления деятельности Фонда. В субъектах федерации отделения отчитываются перед главным региональным ФСС, который, в свою очередь, контролируется Управлением.

    За счет чего формируются выплаты

    За каждого официально трудоустроенного работника организации и индивидуальные предприниматели уплачивают 2,9% в месяц от среднего годового оклада. Эти отчисления наряду с НДФЛ и пенсионными выплатами являются обязательными. За неуплату взносов предусматривается административная и уголовная ответственность.

    Из получаемых отчислений Фондом формируется финансовый резерв, который впоследствии расходуется на выплаты социальных пособий. Подобный обязательный характер был введен по причине большого количества злоупотреблений и фальсификаций со стороны работодателя.

    К примеру, сотрудница, имеющая законное право на получение “декретных” выплат могла остаться без всякой поддержки со стороны работодателя, который просто отказывался выполнять свои обязанности. Чтобы такого не происходило, было принято решение передать полномочия по гарантированным социальным выплатам Фонду социального страхования.

    В результате такой реформы работодатели могут быть освобождены от социальных выплат, так как сотрудники (страхователи) контактируют с ФСС напрямую. Для получения гарантированного пособия им необходимо через своего работодателя (через главного бухгалтера) передать документы, подтверждающие их право на получение материальной поддержки. Далее:

    • Документы передаются в обособленное отделение ФСС.
    • Фондом производится расчет размера выплаты.
    • Страхователь в течение установленного законодательством срока получает положенную ему материальную поддержку.
    Читайте также:  Офис втб на арбате

    При этом выплаты могут иметь разовый характер, как при производственной травме, так и систематический, как при выплате пособий по уходу за ребенком. Сегодня эти процессы полностью автоматизированы, поэтому все положенные суммы выплачиваются страхователям день в день. В этом и заключается основное назначение ФСС.

    Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам [1] .

    Социальное страхование — это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.

    Обязательное социальное страхование в России состоит из 6 частей:

    1. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни),
    2. Обязательное страхование в связи с материнством,
    3. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
    4. Обязательное медицинское страхование,
    5. Обязательное пенсионное страхование,
    6. Обязательное страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

    Содержание

    Доходы и расходы системы обязательного социального страхования [ править | править код ]

    Финансовые средства аккумулируются и распределяются тремя фондами:

    Доходы фондов [ править | править код ]

    Фонды имеют собственные бюджеты, независимые от бюджетной системы России. Поэтому они также называются внебюджетными фондами. Источник денежных средств — страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды. В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России.

    Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.

    Случаи, когда взносы не уплачиваются [ править | править код ]

    Взносы не уплачиваются со следующих выплат работникам:

    • суточные — при условии, что в локальном акте организации установлен предельный размер необлагаемых взносами выплат
    • материальная помощь в любом размере:
    • в связи со смертью члена семьи (в соответствии с Гражданским кодексом РФ членами семьи считаются муж, жена, дети и родители)
    • в случае стихийного бедствия, теракта
    • в случае произошедшего у работника чрезвычайного обстоятельства (ограбление, потоп в квартире, и тому подобное), подтверждённого справкой компетентных органов (полиция, ЖЭК и так далее)
  • рождение, усыновление, удочерение детей — не более 50 000 рублей на одного ребёнка, при условии, что выплата совершена в течение первого года после наступления события
  • на любые цели 4 000 рублей на работника в год (можно выплачивать не единовременно)
  • Также взносы не уплачиваются со следующих расходов предприятия (страхователя):

    • при медицинском страховании работника более года:
    • взносы по договору добровольного медицинского страхования (ДМС)
    • взносы на обслуживание работников в поликлинике напрямую
  • страхование жизни работников
  • страхование вреда здоровью работников
  • платежи по негосударственному пенсионному страхованию.
  • Основные расходы фондов [ править | править код ]

    • Выплаты пособий по больничным листам
    • Выплаты пособий в связи с материнством:
    • по беременности и родам
    • при рождении ребёнка
    • по уходу за ребёнком до трёх лет
  • Финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха
  • Выплаты в связи с инвалидностью
  • Обеспечение заявок инвалидов на технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия
  • Расходы на поликлиники, больницы, медицинскую помощь
  • Выплаты пенсий пенсионерам
  • Администрирование страховых взносов [ править | править код ]

    Начисление страховых взносов — расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды. Начислением страховых взносов занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчётным.

    Администрирование — это отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчётности от предприятий (страхователей), учёт платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам. Администрированием занимаются два фонда:

    • Фонд социального страхования (ФСС) [2] — администрирует страховые взносы на
    • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством
    • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Пенсионный фонд России (ПФР) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное пенсионное страхование [3]
    • обязательное медицинское страхование [4] .
    • Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов открывается на расчётный период (календарный год) и заполняется на каждое физическое лицо — сотрудника организации.

      C 1 января 2017 года администрированием страховых взносов по всем видам обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования занимается Федеральная налоговая служба [5] .

      Отчётность [ править | править код ]

      Предприятия (страхователи) ежеквартально сдают отчётность в фонды. Если на предприятии работает больше 25 сотрудников, то отчётность в обязательном порядке сдаётся в электронном виде с электронной цифровой подписью через Интернет.

      • В ФСС сдаётся отчёт «4-ФСС» на бумажном носителе подается не позднее 20-го, а в форме электронного документа — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.
      • В ПФР сдаётся отчёт «РСВ-1» на бумажном носителе подается не позднее 15-го, а в форме электронного документа — не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом. В отчёте «РСВ-1» отображается информация о начисленных и уплаченных страховых взносах, оставшейся задолженности, а также на каждого сотрудника подаётся информация:
      • фамилия, имя, отчество
      • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)
      • суммы оплаты труда за каждый месяц
      • страховый стаж.
      Читайте также:  Бик 044030786 какой банк

      История [ править | править код ]

      Социальное страхование возникло в XIX веке в Германии. В настоящее время национальные системы социального страхования созданы во всех без исключения [ источник не указан 2003 дня ] экономически развитых странах мира.

      Взыскание недоимок по страховым взносам, а также пеней и штрафов [ править | править код ]

      В 2015 году сообщалось, что если плательщик добровольно не уплачивал суммы, указанные в «Требовании об уплате недоимки, пеней и штрафов», то обязанность по уплате страховых взносов исполнялась в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства плательщика в банках. Предварительно орган ПФР принимал «Решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств». При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика или при отсутствии информации о счетах плательщика орган ПФР имел право взыскать, через судебного пристава-исполнителя, задолженность имуществом должника, при этом, если гражданин прекращал деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, при этом задолженность у него оставалась, взыскание производилось через районный суд [6] .

      К 2016 году предприниматели сообщали об отходе налоговых инспекций от сервисной функции в пользу карательной с обвинительным уклоном, что, в результате увеличения уголовных дел, существенно увеличило сборы налогов, в том числе страховых взносов [7] .

      В 2017 году была введена уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов [8] , в этом же году, в связи с изменением налогового кодекса и с целью эффективного взыскания долгов, сбор взносов от пенсионных фондов передали в ведение территориальных налоговых инспекций, что привело к существенным ошибкам в налогообложении, о чём бизнес-омбудсмен Борис Титов в указал в письме главе ФНС Михаилу Мишустину [9] . Обязанность платить страховые взносы убыточным, неработающим и не предоставляющим налоговикам отчетность индивидуальным предпринимателям приводила к накоплению начислений и штрафов в крупном размере, кроме того, таким лицам Пенсионный фонд начислял максимальную ставку взносов [10] , в большинстве своем эти колоссальные долги считались безнадежными к взысканию [11] .

      К 2018 году ситуация по взысканию страховых недоимок сложилась таким образом, что президент России предложил простить долги по страховым взносам [12] , что и было сделано, однако налоговые органы все равно пытались взимать задолженности несмотря на амнистию зачастую, руководствуясь отсутствием исчерпывающих сведений из органов ПФР о задолженности.

      См. также [ править | править код ]

      Примечания [ править | править код ]

      1. ↑Федеральный Закон об основах обязательного социального страхования
      2. ↑ Федеральный закон от 03.12.2012 N 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Приложение 1
      3. ↑ Федеральный закон от 03.12.2012 N 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Приложение 1
      4. ↑ Федеральный закон от 03.12.2012 N 217-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», Приложение 1
      5. Шульга, Игорь.Cтраховые взносы с 1 января 2017 года будут собирать налоговики(неопр.) . ГАРАНТ.РУ (5 июля 2016). — Администрирование страховых взносов со следующего года возложено на налоговые органы.. Дата обращения 16 января 2017.
      6. ↑«О взыскании задолженности по страховым взносам с индивидуальных предпринимателей». «Пенсионный Фонд Российской Федерации» от 04 марта 2015.
      7. ↑«Мастер-завтрак для пользы дела» «МК» от 11 января 2017
      8. ↑«Прищемят взнос» «Российская газета» — Федеральный выпуск № 7342 (176)
      9. ↑«Страховые взносы по пути в налоговую обросли долгами» Газета «Коммерсантъ» № 170 от 14.09.2017, стр. 2.
      10. ↑«В Госдуме одобрили списание долгов малых предпринимателей» www.rbc.ru от 19 декабря 2017 года.
      11. ↑«У кого списать?» «Российская газета» — Федеральный выпуск № 7455 (289).
      12. ↑«Прощение от Путина: кому президент предложил списать долги по налогам» «РБК» от 14 декабря 2017 года.

      Ссылки [ править | править код ]

      Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 Закон N 200-ФЗ от 11.07.2011 (неопр.) .

      700 млрд. рублей

      Фонд социального страхования Российской Федерации
      ФСС
      Адрес Россия : 127006, Москва, Страстной бульвар, д.7, стр.1
      Тип организации Государственный внебюджетный фонд
      Официальный язык русский
      Руководители
      Председатель Малахаткина Наталья Дмитриевна (1991/93 годы)
      Председатель Шатыренко Юрий Павлович (29 сентября / 10 декабря 1993 года — 29 мая 1996 года)
      Председатель Косарев Юрий Алексеевич (4 ноября 1996 года — 14 апреля 2004 года)
      Председатель Карелова Галина Николаевна (14 апреля 2004 года — 13 декабря 2007 года)
      Председатель Калашников Сергей Вячеславович (25 марта 2008 — 29 января 2010 года)
      И. о. председателя Рау Людмила Николаевна (29 января — 15 мая 2010 года)
      Председатель Афанасьев Сергей Анатольевич — (15 мая 2010 года — 21 марта 2013 года)
      Председатель Кигим Андрей Степанович — с 21 марта 2013 года.
      Основание
      Дата основания 1 января 1991 г. [1]
      Оборот
      Затраты на НИОКР нет данных
      Число сотрудников нет данных
      fss.ru
      Читайте также:  Со скольки лет дают кредит в евросети

      Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) — один из государственных внебюджетных фондов. Создан 1 января 1991 года совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 года для проведения обязательного социального страхования граждан России..

      Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

      Содержание

      Бюджет [ править | править код ]

      Бюджет ФСС на 2016 год сформирован по доходам в сумме 614,5 миллиарда рублей (0,78% ВВП), по расходам — 648 миллиардов рублей (0,82% ВВП), с дефицитом 33,5 миллиарда рублей. В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет ФСС сформирован с дефицитом в сумме 45,5 миллиарда рублей, а от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний — с профицитом 12 миллиардов рублей [2] .

      Функции [ править | править код ]

      • страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: выплата пособий по временной нетрудоспособности (оплата «больничных»), пособий по беременности и родам, единовременных пособий при постановке на учёт в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении, ежемесячных пособий по уходу за ребёнком, социального пособия на погребение;
      • страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: выплата пострадавшим на производстве гражданам страхового обеспечения (единовременные и ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию), финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
      • обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение и проездом к месту лечения и обратно;
      • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;
      • оплата родовых сертификатов.

      Профилактика травматизма и профессиональной заболеваемости [ править | править код ]

      Гибель людей на производстве не может быть компенсирована никакими выплатами; а восстановление здоровья после травм и развития профзаболеваний — не всегда возможно, и требует больших затрат. Лучше и выгоднее предотвратить такие случаи; поэтому ФСС предлагает работодателям использовать до 30% их отчислений на мероприятия, способствующие сокращению числа несчастных случаев и профзаболеваний (сначала — до 20% отчислений, с 2019 г. — до 30% [5] ).

      Однако на практике значительная часть работодателей стала использовать эти средства не на улучшение условий труда (надёжный способ профилактики), а на закупку средств индивидуальной защиты (дешёвый и не трудоёмкий, но неэффективный способ защиты). Например, по данным Фонда, в РФ в целом на закупку СИЗ в 2014 г. потратили в 29 раз больше (1,3 и 41,5%) [6] . В отдельных регионах соотношение может быть иным. Например, в Кемерово, по данным регионального филиала ФСС, на улучшение условий труда тратили 0,4% средств Фонда, а на закупку СИЗ — уже 53,7% [7] . По данным московского филиала в 2018 г. на СИЗ потратили 25% средств, полученных от ФСС; а на улучшение условий труда — или совсем ничего, или пренебрежимо малую сумму [8] .

      Причём в условиях РФ выдача работникам СИЗ способствует сохранению их здоровья и жизни в меньшей степени, чем выдача (тех же самых) СИЗ в развитых странах: в РФ нет научно-обоснованных требований законодательства, учебных программ и обучения специалистов по охране труда и работников, выбору и правильному использованию СИЗ. Специалисты в подавляющем большинстве случаев негативно оценивали возможность приравнивать выдачу СИЗ к улучшению условий труда [9] .

      Однако, пользуясь отсутствием требований, поставщики систематично и необоснованно завышают эффективность своей продукции, порой на порядки — что приводит к выдаче части работников таких СИЗ, которые заведомо не соответствуют условиям труда по защитным свойствам. На критические замечания специалистов по профессиональным заболеваниям [10] [11] [12] [13] [14] [15] они адекватно не реагируют — объёмы продаж СИЗ заметно возросли (в соответствии с ростом рабочих мест с вредными условиями труда).

      Отличие подходов в использовании СИЗ (в РФ — по сравнению с развитыми странами) отчасти объясняется сложившимися (в условиях не регистрации большей части случаев развития профзаболеваний) традициями; а отчасти — лоббированием интересов поставщиков влиятельной организацией, где работает два бывших начальника Департамента условий и охраны труда (Минтруда).

      По данным [16] возврат части средств ФСС работодателям на профилактические мероприятия в некоторой степени снизил число страховых случаев. Но, по мнению профпатологов, в РФ регистрируется незначительная часть профзаболеваний [17] , и статистические данные по этой небольшой части вряд ли можно считать точным показателем реальной ситуации.

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock detector