Фонд социального страхования википедия
Warning: Illegal string offset 'ctaText' in /var/www/shaft-chel/data/www/shaft-chel.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 98

Warning: Illegal string offset 'postTitle' in /var/www/shaft-chel/data/www/shaft-chel.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 99

Warning: Illegal string offset 'postImageUrl' in /var/www/shaft-chel/data/www/shaft-chel.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 100

Warning: Illegal string offset 'ctaText' in /var/www/shaft-chel/data/www/shaft-chel.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 98

Warning: Illegal string offset 'postTitle' in /var/www/shaft-chel/data/www/shaft-chel.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 99

Warning: Illegal string offset 'postImageUrl' in /var/www/shaft-chel/data/www/shaft-chel.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 100

Warning: Illegal string offset 'ctaText' in /var/www/shaft-chel/data/www/shaft-chel.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 98

Warning: Illegal string offset 'postTitle' in /var/www/shaft-chel/data/www/shaft-chel.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 99

Warning: Illegal string offset 'postImageUrl' in /var/www/shaft-chel/data/www/shaft-chel.ru/wp-content/plugins/intelly-related-posts/includes/admin/whatsnew.php on line 100

Фонд социального страхования википедия

Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы [1] .

Содержание

Формы социального страхования [ править | править код ]

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:

  • Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
  • Государственное;
  • Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

История [ править | править код ]

Самую раннюю форму социальной защиты представляет собой коллективное страхование. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наёмных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путём создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.

Государственное социальное страхование, введённое в Германии в 1883 году в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно.

Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 году была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.

История социального страхования в России [ править | править код ]

  • 70-е годы XIX века −1917 год — Начало российской системе социального страхования было положено в 1861 году, когда был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казённых горных заводах». Страховые фонды формировались из взносов рабочих (2-3 % зарплаты) и взносов заводоуправления в размере, равном ежегодной сумме взносов рабочих. Собранные средства шли на выплаты пособий по болезни, пенсий инвалидам, вдовам и сиротам.

В 1912 году III Государственная Дума приняла пакет законов, заложивших фундамент российского социального страхования: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни≫, ≪О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве».

  • 1918-1933 годы. В соответствии с декретами 1918 года «О введении полного социального страхования» и «Положения о социальном обеспечении трудящихся» социальное страхование было заменено социальным обеспечением — «бесплатным» "социальным страхованием трудящихся. Средства предполагалось взымать с предприятий и предпринимателей и из государственного бюджета.

1921 год — во время НЭПа возникла необходимость вернуться к практике социального страхования — обеспечение выплат за счёт государства было заменено выплатами из фондов, сформированных за счёт взносов. С отказом от политики НЭПа система учета социальных рисков и соц страхования была вновь максимально упрощена.

  • 1933-1990 годы. С 1933 года соцстрах переходит в ведение профсоюзов. К 1938 году складывается модель социального страхования, в основе которой лежит централизация денежных средств, которые собираются и тратятся по единым правилам. Средства поступали из выплат предприятий и/или из госбюджета. Медицинское обслуживание было выведено из системы социального страхования и получало финансирование только из бюджета [2] .

Социальное страхование в России [ править | править код ]

Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики.

Читайте также:  Вуз банк сургут адрес

В Российской Федерации социальное страхование финансируется из государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. В соответствии с Конституцией РФ (Статья 39) поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

На сегодняшний день в России социальное страхование может выражаться в виде государственных пенсий и государственных пособий.

Государственные пособия [ править | править код ]

Самое распространённое пособие из входящих в комплекс социального страхования — пособие по временной нетрудоспособности, получаемое на основании листка нетрудоспособности, выдаваемого в медицинском учреждении. При этом листок нетрудоспособности выдаётся не только самому больному, но и родителям больного ребёнка.

Пособие по беременности и родам — характерный пример социального страхования женщин, выплачивается в размере полной заработной платы. Здесь же можно упомянуть пособие при рождении ребёнка, по уходу до достижения им возраста полутора лет, или возраста трёх лет.

Социальное страхование включает также такие виды материальной поддержки населения, как пособие по безработице и пособие на погребение.

Средства государственного социального фонда расходуются исключительного на цели социальной защиты. Кроме оплаты вышеперечисленных видов пенсий и пособий, деньги могут направляться на оплату путевок в бальнеологические учреждения с целью санаторно-курортного лечения, диетическое (лечебное) питание, частичное содержание оздоровительных и санаторных детских лагерей, санаториев-профилакториев, находящихся на балансе страхователей.

700 млрд. рублей

Фонд социального страхования Российской Федерации
ФСС
Адрес Россия : 127006, Москва, Страстной бульвар, д.7, стр.1
Тип организации Государственный внебюджетный фонд
Официальный язык русский
Руководители
Председатель Малахаткина Наталья Дмитриевна (1991/93 годы)
Председатель Шатыренко Юрий Павлович (29 сентября / 10 декабря 1993 года — 29 мая 1996 года)
Председатель Косарев Юрий Алексеевич (4 ноября 1996 года — 14 апреля 2004 года)
Председатель Карелова Галина Николаевна (14 апреля 2004 года — 13 декабря 2007 года)
Председатель Калашников Сергей Вячеславович (25 марта 2008 — 29 января 2010 года)
И. о. председателя Рау Людмила Николаевна (29 января — 15 мая 2010 года)
Председатель Афанасьев Сергей Анатольевич — (15 мая 2010 года — 21 марта 2013 года)
Председатель Кигим Андрей Степанович — с 21 марта 2013 года.
Основание
Дата основания 1 января 1991 г. [1]
Оборот
Затраты на НИОКР нет данных
Число сотрудников нет данных
fss.ru

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) — один из государственных внебюджетных фондов. Создан 1 января 1991 года совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 года для проведения обязательного социального страхования граждан России..

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Содержание

Бюджет [ править | править код ]

Бюджет ФСС на 2016 год сформирован по доходам в сумме 614,5 миллиарда рублей (0,78% ВВП), по расходам — 648 миллиардов рублей (0,82% ВВП), с дефицитом 33,5 миллиарда рублей. В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет ФСС сформирован с дефицитом в сумме 45,5 миллиарда рублей, а от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний — с профицитом 12 миллиардов рублей [2] .

Функции [ править | править код ]

  • страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: выплата пособий по временной нетрудоспособности (оплата «больничных»), пособий по беременности и родам, единовременных пособий при постановке на учёт в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении, ежемесячных пособий по уходу за ребёнком, социального пособия на погребение;
  • страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: выплата пострадавшим на производстве гражданам страхового обеспечения (единовременные и ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию), финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение и проездом к месту лечения и обратно;
  • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;
  • оплата родовых сертификатов.
Читайте также:  Сбербанк обмен монет на деньги

Профилактика травматизма и профессиональной заболеваемости [ править | править код ]

Гибель людей на производстве не может быть компенсирована никакими выплатами; а восстановление здоровья после травм и развития профзаболеваний — не всегда возможно, и требует больших затрат. Лучше и выгоднее предотвратить такие случаи; поэтому ФСС предлагает работодателям использовать до 30% их отчислений на мероприятия, способствующие сокращению числа несчастных случаев и профзаболеваний (сначала — до 20% отчислений, с 2019 г. — до 30% [5] ).

Однако на практике значительная часть работодателей стала использовать эти средства не на улучшение условий труда (надёжный способ профилактики), а на закупку средств индивидуальной защиты (дешёвый и не трудоёмкий, но неэффективный способ защиты). Например, по данным Фонда, в РФ в целом на закупку СИЗ в 2014 г. потратили в 29 раз больше (1,3 и 41,5%) [6] . В отдельных регионах соотношение может быть иным. Например, в Кемерово, по данным регионального филиала ФСС, на улучшение условий труда тратили 0,4% средств Фонда, а на закупку СИЗ — уже 53,7% [7] . По данным московского филиала в 2018 г. на СИЗ потратили 25% средств, полученных от ФСС; а на улучшение условий труда — или совсем ничего, или пренебрежимо малую сумму [8] .

Причём в условиях РФ выдача работникам СИЗ способствует сохранению их здоровья и жизни в меньшей степени, чем выдача (тех же самых) СИЗ в развитых странах: в РФ нет научно-обоснованных требований законодательства, учебных программ и обучения специалистов по охране труда и работников, выбору и правильному использованию СИЗ. Специалисты в подавляющем большинстве случаев негативно оценивали возможность приравнивать выдачу СИЗ к улучшению условий труда [9] .

Однако, пользуясь отсутствием требований, поставщики систематично и необоснованно завышают эффективность своей продукции, порой на порядки — что приводит к выдаче части работников таких СИЗ, которые заведомо не соответствуют условиям труда по защитным свойствам. На критические замечания специалистов по профессиональным заболеваниям [10] [11] [12] [13] [14] [15] они адекватно не реагируют — объёмы продаж СИЗ заметно возросли (в соответствии с ростом рабочих мест с вредными условиями труда).

Отличие подходов в использовании СИЗ (в РФ — по сравнению с развитыми странами) отчасти объясняется сложившимися (в условиях не регистрации большей части случаев развития профзаболеваний) традициями; а отчасти — лоббированием интересов поставщиков влиятельной организацией, где работает два бывших начальника Департамента условий и охраны труда (Минтруда).

По данным [16] возврат части средств ФСС работодателям на профилактические мероприятия в некоторой степени снизил число страховых случаев. Но, по мнению профпатологов, в РФ регистрируется незначительная часть профзаболеваний [17] , и статистические данные по этой небольшой части вряд ли можно считать точным показателем реальной ситуации.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет — 2 июня 1903 г . был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Читайте также:  Как вернуть кредитную страховку в сбербанке

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года N 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector